Более 150 000 товаров для выбора освещения от лучших мировых производителей!Работаем 14 лет!

ХРУСТАЛЬНОЕ ЧТИВО (Часть1)

Дизайн осветительных приборов стремительно меняется день ото дня. Развивается светотехника, появляются новые материалы и технологии, удивляет, интригует и порой шокирует капризная мода. Но есть вещи из разряда вечных ценностей, не подвластные времени. Роскошные и изящные, хрустальные люстры сегодня также прекрасны, как сто, двести и триста лет назад.

Экскурс в историю

В основе всего прекрасного лежит функциональность — этот закон природы очень хорошо усвоили и следовали ему древние мастера. Пышное великолепие хрустальных люстр возникло как остроумный способ решения технической проблемы — малой мощности свечи как источника света для освещения больших пространств. Как известно, свечи были основным, а зачастую и единственным источником искусственного света вплоть до начала XIX века.

Чтобы создать яркое освещение, требовалось объединить большое количество свечей в одной конструкции. Прообразом люстр вообще и хрустальных люстр в частности можно считать паникадила (от греческого слова «поликанделон» — многосвечник) — круглые многоярусные металлические светильники с десятками, а то и сотнями свечей.

Они изготавливались из меди, бронзы, серебра и украшались резьбой, художественной росписью, золочением. Чем больше были размеры конструкции, тем больше свечей можно было разместить на ней и тем самым усилить эффект освещенности, так что диаметр паникадил порой достигал нескольких метров. Самые большие светильники такого типа украшали дворцы и храмы, паникадила поскромнее освещали дома состоятельных горожан.

Если история паникадил ведется еще со времен Византийской империи, то появлением собственно хрустальных люстр мы обязаны эпохе раннего Возрождения. Очевидно, что их создание было продиктовано все той же функциональной необходимостью. Со временем простого объединения большого количества свечей в единую конструкцию стало недостаточно.

Развитие строительных технологий и совершенствование архитектурного мастерства средневековых зодчих привело к возведению сооружений с огромными внутренними пространствами (достаточно вспомнить знаменитый Собор Парижской Богоматери). Для их освещения требовался поиск новых решений. Случайность или закономерность, но на помощь технологиям света пришли богатые возможности стекла.

Стекло известно человечеству с давних времен. Самая древняя стеклянная масса, обнаруженная во время археологических раскопок, датируется бронзовым веком. В Древнем Египте, а затем в Греции и Римской империи стекло уже изготавливалось ручным способом. Но оно очень долго было слишком дорогим и недостаточно качественным, чтобы использоваться в осветительных приборах.

Настоящий прорыв произошел в XIV веке, когда на острове Мурано, недалеко от Венеции, начали изготавливать люстры из лепного стекла. Невиданный ранее художественный эффект сочетания пламени свечей и стеклянных деталей — блики пламени трепещут на стекле, от свечей поднимается нагретый воздух — создавал иллюзию движения света. Поскольку лепное стекло не подвергалось обработке и не имело четких граней, блики получались расплывчатыми, мерцающими, загадочными.

Технология изготовления муранского стекла хранилась в строгом секрете. Мастеров, пытавшихся покинуть остров, преследовали и казнили. Художники создавали настоящие шедевры: венецианские люстры с их изысканными стеклянными стеблями, листьями, цветами и ниспадающими гирляндами прославились на весь мир. Каждый знатный вельможа в Европе считал своим долгом украсить родовой замок или особняк венецианской люстрой. Монополия муранского стеклоделия была нарушена только в XVII веке, когда в Богемии был получен искусственный граненый хрусталь, который, в свою очередь, вскоре был превзойден более совершенным «аглицким» хрусталем со свинцовыми добавками.

Названный в честь одноименного минерала, искусственный хрусталь, как и его природный прототип, легко поддается обработке — гранению, шлифовке, полировке. Его способность отражать, преломлять свет и разлагать его на спектральные цвета (эффект призмы) была вовремя замечена и в полной мере использована при изготовлении осветительных приборов.

Хрустальная люстра создавала эффект множества светящихся точек, многократно превосходивших количеством число свечей в светильнике, когда хрустальные элементы располагались за источником света, то есть свечи были окружены гирляндами из хрусталя. В многоуровневых композициях каждому ярусу свечей соответствовал ярус хрусталя.

За долгие годы существования хрустальных люстр определились основные виды и формы стеклянных элементов. Конечно, они менялись в зависимости от технологий производства стекла и огранки хрусталя, архитектурных стилей.

Но наиболее удачные и интересные элементы преодолели века. Стилизованный лист дуба, слеза, многогранные звезды, розетки, цветы, круглые бусы, изобретенные еще в XVIII веке, благополучно пережили смены моды и приемов оформления интерьера. Хрустальные элементы с одним или несколькими отверстиями подвешивались к люстре или нанизывались в гирлянды.

Иногда элементы сложной формы крепились в оправе. Металлический каркас светильника мог быть как открытым, так и спрятанным (в центре композиции часто использовались стеклянные чаши, шары и др.).

Кроме прозрачного хрусталя в декоре люстр часто использовалось цветное стекло. Оно было изобретено гораздо раньше хрусталя, еще в Древнем Египте и Греции, а затем через Византию распространилось по всей Европе.

Для тонирования стекломассы в нее добавляли окиси металлов: железа — для получения голубовато-зеленого или желтого оттенка, марганца — для желтого и коричневого. Хром придавал стеклу травянисто-зеленый цвет, кобальт — синий, медь — красный.

В России тонированное художественное стекло появилось благодаря опытам М.В.Ломоносова. В 70-80-е годы XVIII века при изготовлении люстр использовалось голубое и розовое стекло, несколькими десятилетиями позже — изумрудно-зеленое и рубиновое.

Художественные решения хрустальных люстр менялись под воздействием популярных в ту или иную эпоху архитектурных стилей. Так, в декоре люстр из лепного венецианского стекла XIV-XVII веков главным элементом были стеклянные стебли, словно растущие из основания светильника. Подвесные светильники второй половины XVIII столетия отличала легкость и воздушность, ниспадающие хрустальные подвески не скрывали металлический каркас. В середине XIX века в Англии появился новый тип люстры — каскадный, с удлиненными подвесками призматической формы.

В России в то же время вошли в моду светильники с обилием хрустальных элементов, создавших плотную завесу: прилегающие друг к другу гирлянды внизу соединялись вместе, образуя массивную чашу.

В XIX веке появились масляные лампы, а затем керосиновые и газовые светильники. Казалось бы, новые более мощные по сравнению со свечами источники света должны были навсегда вытеснить хрустальные люстры за технической ненадобностью устаревших приемов. Но представления об организации пространства менялись гораздо медленнее, чем развивалась светотехника.

Хрустальные люстры настолько прочно ассоциируются в сознании с роскошным, парадным убранством интерьера, что стали культурным явлением, от которого невозможно отказаться. Новые источники света приспосабливались к старым приемам декоративного оформления. Этот процесс продолжается и сегодня. Содружество хрусталя и света продолжается, они соединяются, чтобы дарить миру чудеса.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
^ Наверх