Более 150 000 товаров для выбора освещения от лучших мировых производителей!Работаем 14 лет!

Технический свет

Функциональность и декоративность

Всем известно, что бывают светильники декоративные и так называемый технический свет. По декоративным все более-менее понятно: это люстры, бра, торшеры, настольные лампы. Одним словом – те предметы интерьера, которые, помимо источника света, несут определенную декоративную нагрузку. Она может заключаться в форме и текстуре стекла, в типе арматуры и ее отделки, в стиле.

Сам термин «технический свет» в первую очередь ассоциируется с офисом или производственными помещениями. Сначала все было именно так. Потом стало понятно, что не всегда декоративного света достаточно из-за его нефункциональности. Конечно же, зная рынок декоративного освещения, обладая навыками проектирования и дизайна, можно в большинстве случаев обойтись люстрами и бра. Но сейчас, когда появляется столько много новых дизайнерских идей и интересных нестандартных проектов, только технический свет решит сложные интерьерные задачи.

«Технический» - вовсе не значит неуютный, непригодный для домашних условий. Мировая дизайнерская мысль не стоит на месте, светильники «обыгрываются» таким образом, чтобы не казаться квадратно-жесткими и холодными. Определенный декор в той или иной мере присутствует в любом случае. А электрическая «начинка», образующая световой поток, готовится с расчетом на то, что будет освещаться уютный дом, витрины бутика, а не шлифовальные станки в заводском цеху (хотя, для последнего хороший качественный свет совершенно необходим!).

Вся изюминка в том, что в технических светильниках (будем их так называть) акцент смещен в сторону функциональности, хотя декоративная составляющая имеет место быть обязательно. Особенно, когда идет оформление интерьера в стиле «техно-хайтек».

В этом случае у данных светильников есть полноценная интерьерная роль плюс 100% функциональность. Идеальный вариант.

Изучая технические каталоги, можно заметить, что «львиную» долю в декоре занимает металлическая арматура, а не стекло (как в декоративных светильниках). Степень «уютности» светильника зависит от того, как обыгран металл по форме, оттенку и текстуре, как он сочетается со стеклом. Интересный момент – в декоративных светильниках белое матовое стекло несет некоторый оттенок холода (особенно в сочетании с хромом или никелем), а в технических, наоборот – тепла и уюта.

Но главное в техническом свете – это световой поток, разный по направлению, углу и мощности. Такие светильники можно назвать хорошим, качественным оборудованием. Внешне, как правило, это совершенно незамысловатая конструкция, практически только корпус. Все самое интересное – внутри. Если посмотреть на этот светильник – так, какая-то невзрачная железка. Но стоит подключить, как все преображается до неузнаваемости. Начинает «играть» фактура стены, поднимается потолок, стены «парят» в невесомости, плоские формы становятся объемными. Эти чудеса происходят и с внутренним пространством, и с наружной поверхностью (если освещается само здание и прилегающий ландшафт).

Нужно обязательно продумать сами световые сцены и порядок их смены (световой сценарий). При современных технологиях можно сделать так, чтобы все это было запрограммировано. Поэтому очень большое внимание следует уделить световому проектированию каждого объекта. Все самое интересное – это, прежде всего, непонятное и необъяснимое. Как, например, свет, идущий «ниоткуда»…

Очень часто встречаются интерьеры, в которых дизайнер стремится показать супер-качество используемых материалов при лаконичности форм и минимуме декора. Здесь нет необходимости в декоративных светильниках (даже минималистических). Идея именно в свободе пространства, продуманности композиции, неагрессивности форм и линий, и особо (!) продуманном сочетании поверхностей примененных материалов. Свет в данном случае – полноправный участник композиции, причем один из основных, без него не заиграет ни одна поверхность ли форма. Здесь нельзя ошибиться в проектировании, ни в коем случае. Ошибка будет дорого стоить – и по впечатлению, и по деньгам. Не все можно переделать, когда уже готово! Если в поговорке надо семь раз отмерять, прежде чем отрезать, то в данном случае количество «отмеров» (вариантов) может быть многократно больше.

Необходимо иметь прекрасное пространственное воображение помимо знания собственно основ светотехники, да и визуализация в 3D не помешает.

Не все люди могут представить себе сам световой поток и пространственный эффект от него. Светодизайнер, как сапер или врач, не имеет право на ошибку, слишком ставки велики! Ведь свет в интерьере – это, прежде всего залог хорошего (желательно!) настроения обитателей дома, это и эмоция, и эстетика, и функционал. Поэтому хороший светодизайнер – это «технарь + психолог (иногда психоаналитик) + дизайнер интерьера + монтажник + интересный собеседник». Одним словом, подарок судьбы!

Вернемся от лирики к практике. С современным интерьером (+ технический свет) мы разобрались. Но не всем людям уютно в этом стиле. Многие выбирают для себя классический интерьер, этнический или деревянный дом. Как правило, классика исключает использование хромированных (никелированных) фрагментов металла, используется золото или латунь, иногда ковка или расписанный вручную металл. В этом случае технический свет используется там, где не видно самой монтажной коробки (ниши в потолке, стенах, встройка в пол). Красиво смотрится подсветка колонн с пола или потолка, можно подсветить зимний сад или эркер – что угодно, лишь бы правильно!

Технический свет вполне можно отнести к стилю «хайтек». Как показывает практика, «хайтечные» светильники очень эффектно смотрятся в этническом интерьере (восточном, например). Да и в бревенчатом доме при правильном расположении и стилистике такие светильники будут абсолютно на месте. Ведь в таких интерьерах используются поверхности и цвета, поглощающие свет (дерево, цветные ткани, например), поэтому функциональность очень важна и нужна! Этника – это специфические формы, аксессуары и декор. Разумеется, необходим соответствующий «базовый» светильник, Но он может не образовывать достаточный для освещения световой поток. Тогда на помощь приходят технические светильники. Они могут быть не видны, а световой поток будет виден. Вариантов очень много, нужен тот, в котором обитателю освещаемого жилища наиболее комфортно, удобно и функционально!

Света много не бывает! Лучше «заложить» большую мощность и установить диммер для плавной регулировки светового потока. Даже полумрак может быть красивым и загадочным. Резкий перепад «свет-тень» нужен очень редко, в особых случаях. Чаще всего этого перепада лучше всего избегать, вредно для глаз и общего самочувствия, а, следовательно, и настроения.

Все вышеизложенное относится в равной степени, как к интерьеру, так и к наружному освещению. Особенно сейчас, когда последнему уделяется столь пристальное внимание и со стороны заказчиков, и со стороны архитекторов-дизайнеров, и со стороны СМИ. Здесь важна каждая «пядь земли», каждая поверхность на асфальте или стене, каждый куст. Ведь наружный светодизайн – это первое впечатление о доме! Своеобразная визитная карточка хозяина, показатель его вкуса и стиля! Наружное освещение – это сектор, на котором нельзя экономить ни на проектной части, ни на оборудовании. Если задача сэкономить, технический свет лучше вообще не трогать, а повесить фонарь над крыльцом и поставить пару светящихся столбов на въезде. Если в сам дом пускают далеко не всех, и там, разумеется, есть участки, на которых можно некоторым образом условно «сэкономить», но внешний вид дома виден всем, причем с разных точек и в любое время суток. Поэтому здесь важен также внешний вид технических светильников (оборудования), потому что не все можно спрятать (особенно на лице, где прятать некуда). Опять нужен продуманный светодизайн. В каком бы стиле не был выполнен дом.

Вся «интрига» создается при первом взгляде на дом. И если уж фасад светотехнически подуман и выполнен, то и «начинка» дома должна быть соответствующей, в той же «весовой категории», для создания полного образа.

Вера Смирнова — ведущий дизайнер интернет-салона «СВЕТ НА ДОМ»
^ Наверх