Более 150 000 товаров для выбора освещения от лучших мировых производителей!Работаем 14 лет!

СОКРОВИЩА ОСТРОВА МУРАНО (Часть2 - окончание)

Идея, воплощенная в стекле

Муранские стеклоделы смогли пережить немало исторических перипетий и экономических кризисов. Они сберегли большую часть старинных технологий, избежали и автоматизации производства в ходе промышленной революции. При этом современные стеклодувы широко используют и предметный дизайн, и авангардные формы.

Как и около всякого искусства, так и вокруг муранского стекла существует море ширпотреба, а часто вовсе не вполне умелой имитации или копирования. Понятие «murano glass» часто бывает искажено, и знакомство с ним происходит на уровне, далеком от искусства.

Наводнившие рынок дверные ручки, карнизы, лампы и плафоны «из муранского стекла» — не более чем ловкий коммерческий ход. Большинство этих вещей делается отнюдь не на Мурано. Но и «стекло, сделанное на Мурано» — это еще не муранское стекло, которое на самом деле предмет искусства, в котором заключен не только талант мастера, но и высокая идея, философия и стиль.

Настоящее murano glass — это только ручная работа. Стоимость его достаточно велика, но она оправдана высоким классом мастерства, трудоемкостью стеклодува. Все изделия изготавливаются методом выдувания; эта технология применима только к стеклу, и более ни к какому материалу.

Мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другой — грушевидным утолщением для набирания стекла. Ее конец, нагретый на огне, окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынув трубку из печи, мастер сразу же начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном кубе образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух. При этом мастер держит всю массу на весу, каким бы тяжелым не было будущее изделие, и одновременно формирует его при помощи инструментов.

Таким способом изготавливаются и мелкая стеклянная посуда, и большие зеркальные стекла. За две тысячи лет железная трубка стеклодела не претерпела никаких изменений и не подверглась усовершенствованиям.

Как утверждают знатоки ремесла, стекло — самый сложный в обработке материал. Формировать его можно только в расплавленном виде, и когда оно застывает, уже нельзя ничего существенно переделать. После формовки оно должно два дня остывать. Стеклодувы относятся к стеклу почти как к живому существу — настолько оно капризно, требует к себе внимательного отношения и знания, которое приходит лишь с опытом.

Так, окрашивание стекла достигается за счет введения в стекольную массу окисей цветных металлов, которые под влиянием высоких температур в печи меняют свой цвет. Окись железа окрашивает стеклянную массу в зеленый цвет, окись меди дает зеленый или красный тон, окись олова — молочный белый, примесь золота — рубиновый, кобальт — синий.

Никаких красок муранские стеклоделы не используют. Золотые и серебряные тона достигаются введением золотой и серебряной фольги. В муранское стекло не вводится добавок, как в хрусталь, оно всегда остается именно стеклом. Однако внешне материал доведен до уровня хрусталя — настолько он однороден, чист, прозрачен, и в этом один из его отличительных признаков. Бесцветное муранское стекло так и называется — «cristallo».

Безграничные пластические, цветовые, технологические и фактурные возможности стекла позволяют дизайнеру с блеском реализовать самые смелые идеи. В этой области искусства существует множество интересных техник.

  1. Филигранная техника — введение в бесцветную стеклянную массу стеклянных нитей, чаще всего молочного цвета. Нити эти, обыкновенно спирально-скрученные, представляют бесконечно разнообразные сплетения. В процессе эти нити укладывают в металлическую форму вдоль стенок. Затем в эту форму вдувают комок прозрачного стекла, полоски пристают к нему. Комок окунают еще раз в жидкое стекло и уже после этого выдувают из него кувшин или бокал, внутри стенок которого оказывается сетка из стеклянных нитей. Как правило, в каждую клеточку помещается воздушная капля. Сетчатое стекло - своеобразная разновидность филигранной техники.
  2. Агатовое стекло состоит из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные агату.
  3. Авантюриновое стекло особенно красиво. На отшлифованной поверхности желтовато-коричневого стекла находится бесчисленное множество блестящих точек, производящих эффект мерцания. Эти точки получаются путем добавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется.
  4. Мозаичное стекло — техника millefiori. Берутся разноцветные стеклянные нити и спаиваются в узкий цилиндрический прут, поперечный разрез которого имеет вид звездочки, розетки или какой-либо симметричной фигуры. Затем стеклянный прут разрезается, как хлебный багет, и эти пластинки вводятся в стеклянную массу. Изделия из мозаичного стекла пестры и словно сотканы из звездочек или мелких цветочков.
  5. Кракелаж — эффектный способ украшения изделий из муранского стекла. Узор получается при погружении предмета, внутри которого поддерживается высокая температура, в холодную воду. Внешний слой покрывается бесчисленными трещинками, которые, однако, не проникают в толщу стекла. Техника «пулегозо» основана на эффекте пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь.

До сих пор изготовление муранских шедевров осуществляется все теми же старинными способами, вручную от начала до конца. Возможно, потому так притягательны творения муранских мастеров, что в каждом предмете ощущается след их кропотливого труда, а в каждом пузырьке — воздух эпохи.

Вера Смирнова — ведущий дизайнер интернет-салона «СВЕТ НА ДОМ»
^ Наверх